Пятница
26.04.2024
20:39
Категории раздела
2006-2007 год [0]
Журнал практического психолога [0]
Юбилейный выпуск: к 70-летию Л.А. Петровской (1937-2006). Научно-практический журнал №5 сентябрь-октябрь 2007 год
другое [3]
новые фото
Поиск
Архив записей
Статистика
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

...

Воспоминания

Главная » 2010 » Ноябрь » 13 » Елена Павловна Белинская
00:25
Елена Павловна Белинская

….Я познакомилась с Л.А., когда училась на 3-м курсе, но совершенно не в контексте факультета и кафедры. В то время она вела довольно много групп СПТ, и в одну из них (проводимую в районном доме пионеров – это был 1980 год, мест для такой активности не много было) я попала совершенно случайно.

На тот момент я точно знала, что:
1)ошиблась с выбором профессии, которая в моем восприятии была чем-то средним между резанием лягушек, математикой и не имеющей отношения к нормальному человеку заумью про мышление-восприятие-память,
2)исправить эту ошибку практически невозможно – попытки перевестись на другие факультеты окончились ничем,
3)единственное, что хоть как-то примиряет меня с факультетом – возрастная психология.

Я даже не сразу поняла, что Л.А. – преподаватель факультета: настолько то, что она делала и то, что происходило во время тренинга, было непохоже на мое мнение о психологии и психологах. Хотя бы одно то, что она была со всеми нами на «ты»…Когда же до меня, что называется «дошло», я долго и с пафосом в присутствии всей группы стала обвинять ее в ошибках собственного восприятия…

В ответ Л.А. (быстро сняв с руки часы, резко протягивая их мне): «На! Ну бери же, бери!» Я (после некоторой оторопи) протягиваю руку. Она: «Вот!…Чтобы кто-то мог что-то передать, ему нужна навстречу рука…Что ты сама сделала для того, чтобы психология стала тебе интересной?» Наверно, с того времени мне столь симпатична идея активности личности в ходе социализации J

…Сразу после окончания аспирантуры я пошла работать в школу школьным психологом. Через два месяца друзья стали говорить, что я теряю чувство юмора. Еще через два месяца мне хотелось только одного – прикупить где-нибудь автомат Калашникова. Еще через два я отреагировала накопившиеся впечатления в тексте с грозным названием «Школа как замкнутая система противоречий» (основной смысл его состоял в том, что «перекроите все иначе») и принесла Л.А. Она, прочитав, задумчиво: «Да-да…Да, конечно…Ты молодая…Ты можешь хотеть построить электростанцию…Ну, чтобы светло всем было, конечно надо строить электростанции…Только вот я точно знаю – чтобы в конкретной темной комнате стало светлее, достаточно чиркнуть спичкой»…Я до сих пор иногда себе это говорю.

…Один из самых больших подарков, который она мне (и всей той нашей группе тренинга) сделала – это публикация в приложениях к «Теоретическим и методологическим основам СПТ» отрывков из наших сочинений. Это как фотография, сделанная хорошим мастером, на которую спустя годы можно смотреть в разные моменты с разными чувствами: удивлением, улыбкой, печалью, ощущением непрерывности себя…

…У нее было потрясающее желание нарушать границы. Границы всего: принятых форм исследования, норм и правил, способов поведения и преподавания, дистанций в общении. Последнее иногда так бывало дискомфортно, что как-то я в сердцах ей сказала: «Лариса Андреевна! Вот только не удочеряйте! Не надо мне этого!» Она потом так часто эту фразу (со смехом, не с обидой) поминала…А я только недавно, почувствовав на своих детях, как по-разному происходит и переживается естественное удаление мальчика и девочки от матери, вдруг подумала: а может, ей всю жизнь, кроме сына, еще ребенка хотелось?..

…Она умела убеждать. Говорить тебе что-то так, что хотелось ей верить – через сомнения в правильности того, что говорится, через собственную неуверенность в себе, через внутренний смешок над ее эмоциональностью, через все и вся…Просто верить. Еще она умела эти слова воплощать. Я до сих пор (24 года прошло) помню хаос собственных чувств при ее неожиданных словах: «Прошу, замени меня завтра на лекции по истории…Ну надо же тебе когда-нибудь перестать бояться. Тебе же хочется преподавать, ну вот и давай! Одна лекция – это же ерунда!» Так легко и свободно сделать желаемое и трудное – простым и радостным…

…Она умела дарить подарки. И реальные – у всех у нас есть колечки-сережки-вещички, подаренные по самым разным поводам и просто так, потому что «Я знаю, тебе пойдет!» И виртуальные – веру в себя, внутреннюю свободу, ощущение жизни как праздника, увлеченность выбранной профессией… 

Просмотров: 1919 | Добавил: mirriel | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]