Казалось,
ей подвластно всё…
Высокий
академизм культуры исследователя удивительным образом сочетался у Ларисы
Андреевны с виртуозным владением ремеслом консультанта, и, конечно же, ведущего
группы тренинга.
Свои
тренинги она вела, на первый взгляд, абсолютно не ориентируясь ни на какие
правила, приемы и
нормы.
Конечно,
пространство гуманистического подхода
было ее пространством. Но представить себе Ларису, - так мы называли ее
между собой, - роджериански молчащую во
время работы с группой было невозможно. Наоборот, на своих тренингах она много и увлеченно говорила, как
бы создавая некую «воронку»,
какой-то
водоворот мыслей и чувственных образов,
рождавшихся у нее «здесь
и сейчас». Участники
просто втягивались в эту воронку, оказываясь в ином, необыденном эмоциональном
пространстве, где риск радостного дискомфорта от проживания, от существования в
оживавших жизненных ситуациях, воссоздаваемых на тренинге, становился не
пугающим, а манящим. Как она это
делала?..
Как
я сейчас понимаю, на тренингах она, прежде всего, что-то делала с собой. Да и на
лекциях она не просто преображалась. Она
расцветала, она искрилась, она казалась мне
фейерверком.
Она
всегда казалась мне бесконечно оптимистичным, светлым и заразительным в своей энергии фейерверком. Соприкасаясь с ней на тренингах, на ее
лекциях, отбиваясь от невероятно въедливой ее требовательности в качестве
рецензента, я, что называется, «кожей»
почувствовал,
ощутил «на
кончиках пальцев»,
что
такое профессионализм и высокое ремесло практического
психолога.
Ее
самоирония, которой я тоже отчаянно
стремился подражать, была внезапна и действовала на меня обезоруживающе. В такие
моменты я не знал, что говорить, чувствуя, что сказать хотя бы что-то
необходимо. Слов не было. Приходилось
глупо улыбаться. «Не
прикидывайтесь идиотом, Герман, у вас это плохо получается»,
- говорила тогда она. Я продолжал улыбаться еще
глупее.
«Что
Вы все ходите и ходите на мои тренинги, - спрашивала она меня, - Вы же все это
уже слышали?».
Как
мне было ей объяснить, что я пытаюсь поймать и схватить моменты ее мастерства,
то, как она сначала попадала в тон,
единственно верный для данной конкретной аудитории, а затем уже вела участников,
расширяя миры эмоциональной жизни, задавая свой тон, тон соблазняющего новыми
переживаниями радостного дискомфорта.
|