Я познакомилась с Ларисой Андреевной в 1976 году, когда студенткой второго курса попросила ее стать научным руководителем моей курсовой работы. Кто-то из старшекурсников мне порекомендовал к ней обратиться, к тому же я уже успела поучаствовать в тренинге, проводимом дипломником (в духе Форверга). Предполагалось, что тренинг поможет нам правильнее взаимодействовать с трудными подростками, стоящими на учете в детской комнате милиции в ГЗ. И мы студенты потом ходили по домам подростков и проводили с ними беседы. Это было общественной работой.
Но проблематикой тренингов в университете напрямую мне не пришлось заниматься. Оставаясь моим научным руководителем в годы учебы на факультете, а потом в аспирантуре, Лариса Андреевна предпочитала формировать меня, прежде всего, как исследователя. И освоение исследовательской культуры, может, самая важная часть университетского образования.
На четвертом курсе я была участником второго тренинга, который проводила Лариса Андреевна. Там еще были Соловьева Ольга, Павел Растянников, Игорь Можаровский, Ира Подчуфарова и другие. Собирались на квартирах или в общежитии. Наверное, что-то было от тайного сообщества, но энергичного и веселого. Сейчас, входя в тренинг, люди стремятся научиться чему-то, подводят итоги, соотносят с затратами. Тогда это имело больше отношения к формированию образа жизни, складыванию субкультуры, ценностей.
Лариса Андреевна, при ее непростом характере, по-моему, была очень хорошим воспитателем. Это особая позиция, а к тому же и дар - воспитывать студентов. К убеждающим речам мы имели иммунитет. Но у Ларисы Андреевны никогда не было разрыва между ценностными и научными позициями, которые она несла, и ею как личностью, ее поступками. О ее выступлениях, особенностях работы на лекциях, ходят легенды, порой перерастающие в анекдоты. Она умела провоцировать, эпатировать, включать, проблематизировать, она не умела оставлять равнодушным, формальным. Не только студентов, всех – ученых на конференциях, руководителей предприятий, директоров школ … Действительно, она строила событие («встречу», если по К.Рождерсу). В обществе с господством идеологии, стагнации, рутины парадокс, провокация помогали встряхнуться, снять плесень повседневности, подумать о сути вещей. Да и в сегодняшнем обществе, может еще острее, нужны люди, способствующие более глубокому, не массовидному пониманию и себя, и окружающего. Думаю, это особая культурная функция личности, и, по-моему, Лариса Андреевна ее выполняла.
Думаю, совсем не случайно одним из направлений исследований и приложения идей являлась область образования.
Моя кандидатская диссертация была посвящена проблемам самораскрытия и самопредъявления в педагогическом общении. Лариса Андреевна, помню, очень поддержала тему, хотя ее не утвердили на Ученом Совете из-за позиций некоторых представителей педагогики. Утвердили ее обходным путем гораздо позже, как уточнение более общей темы.
Впоследствии моя жизнь оказалась во многом связанной с образованием. Сейчас я исполняю обязанности заведующего кафедрой экспериментального и инновационного образования Московского института открытого образования.
А Лариса Андреевна очень многое для меня – учитель, эпоха жизни, неотъемлемая часть кафедры и ее атмосферы, внутренний собеседник, просто важный и близкий человек.
|